• Телефон: 8 (48751) 59500
  • E-Mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Семейное право"

Некоммерческое Партнерство

Среднего профессионального образования

                                   «Бизнес – колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

ОП. 07. Семейное  право

 

для специальности 4.02.01 Право и организация социального обеспечения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014

 


 

 

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании совета колледжа.

Протокол №_3_

от «26» апреля  2014г.

Директор колледжа

_________________ Г.И. Мельников

 от «26» апреля  2014г.

 

 

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное  право» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования  по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».

Организация-разработчик: НП СПО «Бизнес-колледж».

 

Разработчики:

Гимадеев А.З., преподаватель.

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.      ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.      СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5

3.      условия реализации программы учебной дисциплины

 

21

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     паспорт  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Семейное право

 

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном  образовании.

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: цикл общепрофессиональных дисциплин.             

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;

составлять брачный договор и алиментное соглашение;

оказывать правовую помощь с целью восстановления нарушенных прав;

анализировать и решать юридические проблемы в сфере семейно-правовых отношений;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

основные понятия и источники семейного права;

содержание основных институтов семейного права

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;

самостоятельной работы обучающегося 20 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:

 

     лабораторные занятия

-

     практические занятия

10

     контрольные работы

-

     курсовая работа (проект)

 

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

в том числе:

 

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

 

домашняя работа

рефераты

исследовательские работы

решение задач правового характера

10

5

 

5

Итоговая аттестация в форме: 5 семестр - экзамен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Гражданское право»

                                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Понятие, предмет, система, методы и источники курса

 

 

Тема 1. Предмет семейного права

Понятие семьи в социологическом и юридическом смыслах.

Место семейного права в системе отраслей российского права. Общественные отношения, регулируемые семейным правом.

2

1

Тема 2. Метод семейного права

Особенности предмета и метода правового регулирования в семейном праве.

2

2

Тема 3. Источники семейного права

Семейное законодательство. Характеристика Семейного кодекса 1995 года. Основные источники семейного права.История семейного права

 

2

3

 

Практическая работа №1 Решение практических ситуаций;

2

 

 

Самостоятельная работа: Тема 4. Понятие и принципы семейного права. Составить конспект

2

 

Раздел 2

Отношения, регулируемые семейным правом

 

 

Тема 5.

Отношения, регулируемые семейным правом

Правоспособность и дееспособность в семейном праве.

Понятие и виды семейных правоотношений. Субъекты, объекты и содержание семейных правоотношений. Классификация семейных правоотношений.

Юридические факты в семейном праве и их виды. Юридические действия и юридические события в семейном праве.

Сроки исковой давности и другие сроки в семейном праве.

 

2

2

 

Самостоятельная работа Осуществление семейных прав. Меры защиты и ответственности в семейном праве. Составить конспект

2

 

Раздел 3

Брачные правоотношения

 

 

Тема 6. Заключение браков

 

Первичные формы семьи и брака при родовом строе.

Понятие брака. Условия вступления в брак и препятствия к вступлению в брак. Регистрация заключения брака и ее юридическое значение.

 

2

2

Тема 7. Прекращение брака

 

Прекращение брака. Основания прекращения брака. Прекращение брака путем его расторжения: в органах ЗАГСа; в суде. Время прекращения брака при расторжении. Правовые последствия прекращения брака.

Недействительность брака. Основания признания брака недействительным. Порядок и последствия признания брака недействительным.

2

3

 

Практическая работа № 2 Решение практических ситуаций;

2

 

Раздел 4

Личные и имущественные права и обязанности супругов

 

 

Тема 8. Личные и имущественные права и обязанности супругов

 

Личные неимущественные права и обязанности супругов. Равенство прав и обязанностей супругов. Выбор фамилии супругов при регистрации брака. Место жительство супругов. Выбор супругами занятий и профессий. Иные личные права и обязанности супругов.

Имущественные права и обязанности супругов. Законный режим имущества супругов. Общая совместная собственность супругов. Собственность каждого из супругов. Раздел общего имущества супругов.

Договорный режим имущества супругов. Брачный договор: понятие, содержание, изменение и расторжение.

2

3

 

Практическая работа №3  Составление брачного договора

2

 

 

Самостоятельная работа: Ответственность супругов по обязательствам. Обращение взыскания на имущество супругов.Составить конспект

2

 

Раздел 5

Права и обязанности родителей и детей

 

 

Тема 9. Правовые отношения между родителями и детьми

 

Основания возникновения родительских прав и обязанностей.

Правовые последствия установления происхождения детей от родителей.

Установление происхождения ребенка от матери. Регистрация рождения ребенка. Оспаривание материнства.

Установление происхождения ребенка от отца. Презумпция отцовства. Добровольное установление отцовства в органах ЗАГС. Принудительное установление отцовства в суде. Установление факта отцовства и факта признания отцовства. Доказательства, используемые для принудительного установления отцовства. Регистрация установления отцовства. Оспаривание отцовства.

Правовое определение ребенка.

2

3

Тема 10. Права несовершеннолетних детей

Права несовершеннолетних детей. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Право ребенка выражать свое мнение. Право ребенка на имя, отчество и фамилию. Право ребенка на защиту. Имущественные права ребенка. Защита прав детей.

2

3

Тема  11. Права и обязанности родителей

 

Права и обязанности родителей. Равенство прав и обязанностей родителей. Права и обязанности родителей по воспитанию и образования детей. Прав и обязанности родителей по защите прав и интересов детей. Осуществление родительских прав. Особенности осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Права несовершеннолетних родителей. Порядок и способы защиты родительских прав.Ответственность родителей за воспитание детей.

 

2

3

 

Практическая работа № 4  Решение ситуаций по восстановлению нарушенных прав

2

 

 

Самостоятельная работаЛишение родительских прав: основания, порядок и последствия. Ограничение родительских прав: основания, порядок и последствия. Отличие лишения родительских прав от ограничения родительских прав. Отобрание ребенка. Восстановление в родительских правах, отмена ограничения родительских прав.Составить конспект

2

 

Раздел 6

Алиментные обязательства членов семьи

 

 

Тема  12. Алиментные обязательства членов семьи

Общая характеристика алиментных обязательств. Виды алиментных обязательств.

Алиментные обязательства родителей по содержанию несовершеннолетних детей.

Алиментные обязательства супругов и бывших супругов.

Алиментные обязательства других членов семьи.

Основания для взыскания алиментов. Порядок взыскания алиментов.

Взыскание алиментов в судебном порядке. Определение размера алиментов. Виды заработка и иных доходов, с которых взыскиваются алименты. Порядок и условия определения размера алиментов в твердой денежной сумме. Взыскание алиментов на основании судебного приказа и на основании решения суда. Порядок исполнения судебного решения о взыскании алиментов. Определение задолженности по уплате алиментов. Ответственность за уклонение от уплаты алиментов. Прекращение алиментного обязательства.

2

3

 

Практическая работа № 5 Составление алиментного соглашения

2

 

Раздел 7

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения

родителей

 

 

Тема 13. Формы воспитания детей, оставшихся без попечительства родителей

 

13.1. Усыновление

Понятие и значение усыновления (удочерения). Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение). Условия и порядок усыновления (удочерения). Органы, решающие вопросы усыновления (удочерения). Правовые последствия усыновления (удочерения). Обеспечение тайны усыновления (удочерения). Прекращение усыновления (удочерения).

13.2. Опека и попечительство

Понятие и значение опеки (попечительства). Дети, в отношении которых допускается опека (попечительство). Органы, решающие вопросы опеки (попечительства). Материальное обеспечение опекунов (попечителей). Правовые последствия опеки (попечительства). Прекращение опеки (попечительства).

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

2

 

Самостоятельная работа:. Приемная семья

Понятие и значение приемной семьи. Образование приемной семьи. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью. Органы, решающие вопросы создания приемной семьи. Материальное обеспечение приемной семьи. Составить конспект

2

2

Раздел 8

Применение семейного законодательства к семейным

отношениям с участием иностранных лиц и лиц без гражданства

 

 

Тема  14. Семейные отношения с участием иностранцев и лиц без гражданства

 

Основания применения к семейным отношениям норм иностранного семейного права. Правовое регулирование брака и развода с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Правовое регулирование личных неимущественных и имущественных отношений супругов при наличии иностранного элемента. Правовое регулирование личных неимущественных и имущественных отношений родителей и детей и других членов семьи при наличии иностранного элемента. Правовое регулирование усыновления с иностранным элементом.

2

2

Раздел 9

Акты гражданского состояния

 

 

Тема  15. Акты гражданского состояния

 

Акты гражданского состояния как действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.

Государственная регистрация рождения. Государственная регистрация заключения и расторжения брака. Государственная регистрация усыновления, удочерения ребенка. Государственная регистрация установления отцовства. Государственная регистрация перемены имени (фамилии, имени, отчества гражданина). Государственная регистрация смерти.

Порядок и условия внесения в записи гражданского состояния изменений и исправлений, восстановление и аннулирование записей актов гражданского состояния.

2

3

 

 

 

Всего

60

 

 


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета  «гражданского, семейного права и гражданского процесса».

Оборудование учебного кабинета:

Технические средства обучения:

 

1.     

Доска аудиторная.

2.     

Телевизионный приемник (телевизор)

3.     

Оборудование для записи и воспроизведения изображений и звуков (в том числе цифровое): видеомагнитофон, аудиомагнитофон, CD-плейер,  DVD-плейер, проигрыватель, музыкальный центр, фотокамера (фотоаппарат), видеокамера, мультимедийный проектор.

4.     

Экран, в том числе проекционный, экспозиционный, на штативе, навесной, интерактивный мультимедийный планшет

5.     

Звукоусиливающее оборудование: акустические колонки, микрофон, наушники, мегафон.

6.     

Компьютер (системный блок, монитор, клавиатура, мышь), в том числе ноутбук, нетбук, портативный компьютер

7.     

Комплекты сетевого оборудования для локальной компьютерной сети, для  подключения к сети Интернет,  в том числе модем, Web-камера, сервер

8.     

Периферийные устройства, в том числе многофункциональные устройства: сканер,  плоттер, принтер

9.     

Комплекты оборудования для цифровой лаборатории (наборы датчиков  к  компьютеру, включая датчики расстояния, температуры, освещенности, влажности, давления, тока, напряжения, магнитной индукции, содержания кислорода, частоты сердечных сокращений, дыхания)

10.            

Устройство для чтения информации с карты памяти (картридер)

11.            

Системное программное обеспечение

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

 

Нормативные акты:

1.     Всеобщая декларация прав человека: Утв. Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

2.     Гаагская Конвенция «О праве, применимом к алиментным обязательствам» от 2 октября 1973 г.

3.     Конвенция «О правах ребенка»:  Ратифицирована  Верховным  Советом  СССР 13 июля 1990 г.

4.     Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным  и  уголовным  делам.  Вступила в силу 19 мая 1994 г.,  для России – 10 декабря 1994 г.

5.     Конституция РФ от 12.12.1993 г.

6.     Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ

7.     Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ

8.     Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ

9.     Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 26.11.2001г.  № 146-ФЗ

10.                       Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ

 

1.     Антокольская М.В. Семейное право. М., 2005.

2.     Михеева Л.Ю. Опека и попечительство. Правовое регулирование. М., 2006.

3.     Нечаева A.M. Семейное право. Курс лекций. 2007.

4.     Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М., 2008 (базовый учебник).

5.     Тарусина Н.Н. Семейное право. М., 2006.

.

 

Дополнительные источники:

 

1.     Власова М.В. Постатейный комментарий к Семейному кодексу РФ. М., 2007.

2.     Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ (постатейный) / Под ред. В. М. Жуйкова, М. К. Треушникова. М., 2007.

3.     Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ / Под ред. П. В. Крашенинникова. М., 2006.

4.     Комментарий к Семейному кодексу РФ / Под ред. И.М.Кузнецовой. М., 2006.

5.     Комментарий к Семейному кодексу РФ / Под ред. П.В. Крашенинникова, П.И. Седугина. М., 2007.

6.     Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции РФ (постатейный). М., 2006.

Интернет ресурсы:

1.          http://tpprf-arb.ru/ru/2010-01-12-21-05-10/2010-01-12-21-08-26.

2.          http://www.ars-rspp.ru/razdel.aspx?rID=2&ch=36&Doc=16&pg=1.

3.          http://www.un.org/russian/documen/convents/arb-rules-r.pdf

 

 

 

 

 


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Формируемые компетенции (профессиональные и общие компетенции)

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 13. Проявлять нетерпимость коррупционному поведению.

 

Умения:

применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;

 

 

составлять брачный договор и алиментное соглашение;

 

 

оказывать правовую помощь с целью восстановления нарушенных прав;

 

 

анализировать и решать юридические проблемы в сфере семейно-правовых отношений

 

Использование норм гражданского права при толковании нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере семейного права.

 

Оформление документов правового характера при приеме граждан по вопросам семейного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация интере-са к содержанию про-фессиональных знаний

Демонстрация интереса к получению знаний в результате практической деятельности, теоретическому осмыслению ее результатов.

Обоснование выбора и применение методов и способов решения профессиональных задач.

Выявление (распоз-навание) проблемы, определение возмож-ных причин проблем.

Фильтрация потока информации: эффек-тивное распознавание проблемы, отбор нужных данных, вычленение значимой информации

 

Владение основными способами поиска информации

Использование раз-личных информа-ционных ресурсов

Проектирование способов решения профессиональных задач с использовани-ем средств информа-ционно-коммуника-ционных технологий

Планирование профессионального саморазвития с применением Интернет-технологий.

Владение профессиональной лексикой

Выявление пробелов в своих образователь-ных достижениях.

Проявление интереса к инновациям в области профессио-нальной деятельности

Демонстрация знания в области норматив-ных документов РФ, федерального и местного уровня.

Экзамен в виде тестирования.

 

Оценка по эталону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хотите учиться у нас? Напишите нам прямо сейчас!

О нас

university building

Некоммерческое партнерство среднего профессионального образования «Бизнес-колледж»

(сокращенно НП СПО «Бизнес-колледж»)

Дата создания НП СПО «Бизнес-колледж»– 19 февраля 2009 года

Учредители образовательной организации – Ерощев Валерий Дмитриевич, Гуркина Марина Алексеевна, Мельников Геннадий Иванович

Место нахождения НП СПО «Бизнес-колледж»– Тульская обл., г. Щекино, ул. Луговая, д 1
График работы – пн – пт, 09.00 – 17.00
Контактный телефон – 8 (48751) 59500
Адрес электронной почты – biznes-colleg@yandex.ru

Читать больше

Наши профессиональные образовательные программы

Право и организация социального обеспечения

Учебный план разработан в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», утвержденными 13 июля 2010, регистрационный № 779

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Учебный план разработан в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», утвержденными 6 апреля 2010, регистрационный № 282

Финансы ( по отраслям)

Учебный план разработан в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 38.02.06 «Финансы (по отраслям)», утвержденными 13 апреля 2012 г. регистрационный N 296

Банковское дело 

Учебный план разработан в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 38.02.07 "Банковское дело", утвержденными 24 июня 2010 г. регистрационный N 703