• Телефон: 8 (48751) 59500
  • E-Mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "География" (право)

 


Министерство образования Тульской области

Некоммерческое партнерство

 среднего профессионального образования

Бизнес-колледж

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

география

 

для специальности

 40.02.01  «Право и организация социального обеспечения»

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014г.


 

 

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании методического совета.

Протокол №______

от «____» ______________ 201____г.

Директор колледжа

_________________ Г.И. Мельников

 «____»__________ 201__ г.

 

 

 

Рабочая программа дисциплины «География» для специальности 40.02.01  «Право и организация социального обеспечения»  разработана – преподавателем НП СПО «Бизнес-колледж» Г.Л. Шумилиной.

 

                                                                  

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.      ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.      СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

6

3.      условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

 

11

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

12

 

 


1.     паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

география

 

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01  «Право и организация социального обеспечения».

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Относится к базовым общеобразовательным  дисциплинам

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных и социально-экономических    объектов, процессов и явлений;

слушать лекцию, уметь отражать ее отдельные положения в виде конспекта;

наносить на контурную карту упомянутые в лекции географические названия;

 оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира различными видами минеральных ресурсов, производить расчет такой обеспеченности,

применять показатели воспроизводства, состава населения, уровней и темпов урбанизации для характеристики мира, отдельных регионов  и стран.

читать и анализировать возрастно-половую пирамиду населения

  давать характеристику НТР и мирового хозяйства,          сопровождая ее четкими определениями общих понятий;

составлять таблицы различного типа на основе разнообразных источников;

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;

давать характеристику природных предпосылок для развития промышленности страны (региона);

применять различные источники знаний для доказательства, сравнения, для построения таблиц, графиков, проведения расчетов;

сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

находить и применять  географическую информацию, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;

 давать оценку важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

давать характеристику глобальных проблем человечества, устанавливать взаимосвязь между ними;

 

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; типы стран, основные формы правления и АТУ стран мира;

особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;

численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику;

 различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

понятие о НТР, о мировом хозяйстве, о международном географическом разделении труда

географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;

характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и населения изучаемых регионов (Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Австралия, Северная Америка, Латинская Америка), черты структуры и размещения ведущих  отраслей промышленности

географические аспекты глобальных проблем человечества, их сущность, причины возникновения и пути решении;

особенности современного геополитического и геоэкономического  положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.

 

 

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78  часов;

самостоятельной работы обучающегося 39 часов.

 

 


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

 

     лабораторные занятия

-

     практические занятия

-

     контрольные работы

-

    

 

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

 

 

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачета           

 

 

 

                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины       география

                                                            

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

 

1

                                                                                 2

3

4

 

Введение

 

Введение в экономическую и социальную географию мира .Содержание, структура учебника и рекомендации по работе с ним.

2

1,2

 

Раздел 1

Общая характеристика мира

49

 

 

Тема 1.1.

Современная политическая карта мира

Содержание учебного материала

 

 

 

Политическая карта мира - зеркало эпохи. Причины сдвигов на карте  .Признаки лежащие в основе классификации стран .Государственный строй стран мира. Формы  правления и административно-территориального устройства.

6

2

 

 

 

Самостоятельная работа обучающихся - оформление контурной карты и работа с картами атласа

2

 

Тема 1. 2.

География мировых природных ресурсов

Содержание учебного материала

6

 

Мировые природные ресурсы. Классификация природных ресурсов . Ресурсообеспеченность. Минеральные ресурсы, территориальные сочетания полезных ископаемых.

2

 

Самостоятельная работа обучающихся - работа с таблицей по запасам и добычи полезных ископаемых по различным регионам и расчет ресурсообеспеченности для топливных полезных ископаемых по различным регионам.

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2,3

 

Тема 1.3

География населения мира

Содержание учебного материала

 

 

Численность населения мира .Воспроизводство населения. Типы воспроизводства. Демографическая политика Половой , национальный ,религиозный состав населения. Размещение населения. Урбанизация.

6

 

Самостоятельная работа – дать характеристику населения страны( по выбору) по плану. Работа с различными источниками информации.

4

 

Тема 1.4

Научно-техническая революция и мировое хозяйство

Содержание учебного материала

 

 

Понятие НТР. Черты и составные части НТР( наука ,техника и  технология, производство, управление).Мировое хозяйство. Понятие о международном  географическом разделении труда. Отрасли международной специализации, международная экономическая интеграция, региональные и отраслевые группировки.

8

 

Самостоятельная работа - нанести на контурную карту страны ,входящие в ЕС,НАФТА,АСЕАН,ЛАИ,ОПЕК

2

 

Тема 1.5

География отраслей мирового хозяйства

Содержание учебного материала

 

 

География промышленности. Промышленность -первая ведущая отрасль материального производства; старые, новые и новейшие отрасли. Состав и основные черты  размещения  топливно-энергетической, машиностроительной   промышленности. Понятие о «зеленой революции».

8

 

Самостоятельная работа обучающихся-  работа с различными источниками информации, давать  характеристику отрасли мирового хозяйства, используя  типовой план.

4

 

Раздел 2.

Региональная характеристика мира

66

 

Тема 2.1.

Зарубежная Европа

Содержание учебного материала

 

 

 

8

 

Характерные черты ЭГП: территория, границы, положение. Государственный строй. Субрегионы Зарубежной Европы: Восточная Европа, Западная Европа, Северная Европа ,Южная Европа. Население. Воспроизводство населения  и демографическая ситуация. Основные черты национального и   религиозного состава.Хозяйство :место в мире, различия между странами. Главные отрасли промышленности. Сельское хозяйство и его типы: североевропейский, среднеевропейский ,южноевропейский .

2,3

 

Самостоятельная работа обучающихся  применять различные источники знаний для сравнения, конкретизации явлений и процессов. Выполнение контурной карты по субрегионам Зарубежной Европы.

4

 

 

 

 

 

 

2,3

 

 

 

 

 

 

 

2,3

 

 

 

 

 

 

2,3

 

 

 

 

 

 

2,3

 

 

 

 

 

 

 

2,3

 

 

 

 

 

 

2,3

 

Тема 2.2.

Зарубежная Азия

 

Содержание учебного материала

 

 

Характерные черты ЭГП: территория, границы, положение. Государственный строй. Субрегионы Зарубежной Азии: Восточная Азия, Юго-Западная Азия, Юго-Восточная Азия ,Южная Азия. Население. Воспроизводство населения, проявление « демографического взрыва». Сложность этнического состава. Международные конфликты. Зарубежная Азия – родина мировых религий. Хозяйство: уровень развития и международная специализация. Сельское хозяйство и его типы.

8

 

Самостоятельная работа обучающихся  применять различные источники знаний для сравнения, конкретизации явлений и процессов. Выполнение  контурной карты.

2

 

Тема 2.3.

Австралия

Содержание учебного материала

 

 

Состав, основные черты положения, богатство недр. Особенности географии населения. Место в мировом хозяйстве, ведущие отрасли.

6

 

Самостоятельная работа обучающихся  применять различные источники знаний для сравнения, конкретизации явлений и процессов.

4

 

Тема 2.4.

 

Африка

Содержание учебного материала

 

 

Характерные черты ЭГП: территория, границы, положение; большие внутренние различия. Государственный строй. Субрегионы Африки. Население. Воспроизводство населения. Сложность этнического состава. Плотность населения и сновные черты урбанизации.  Хозяйство: место Африки в мире. Горнодобывающая промышленность, тропическое и субтропическое земледелие. Понятие о монокультуре.

4

 

Самостоятельная работа обучающихся  применять различные источники знаний для сравнения, конкретизации явлений и процессов. Выполнение  контурной карты.

4

 

Тема 2.5.

Северная Америка

 

Содержание учебного материала

 

 

Характерные черты ЭГП: территория, границы, положение; благоприятные предпосылки. Государственный строй. Население. Численность и естественный прирост. Иммиграция и формирование американской нации. . Плотность населения .  Общая характеристика хозяйства: ведущее место США в мировой экономике. География промышленности. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства.

6

 

Самостоятельная работа обучающихся  применять различные источники знаний для сравнения, конкретизации явлений и процессов

2

 

Тема 2.6

Латинская Америка

Содержание учебного материала

 

 

Характерные черты ЭГП: территория, границы, положение. Государственный строй.  Субрегионы Латинской Америки: Средняя Америка, Андские страны, страны бассейна Амазонки. Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие..Население. Воспроизводство населения.  История колонизации формирование этнического состава. Плотность населения и основные черты урбанизации.  Хозяйство: противоречия развития. Горнодобывающая и обрабатывающая промышленность .Сельское хозяйство:особеннсти землевладения и землепользования.

6

 

Самостоятельная работа обучающихся  применять различные источники знаний для сравнения, конкретизации явлений и процессов. Выполнение  контурной карты.

4

 

Раздел 3

Глобальные проблемы человечества

Содержание учебного материала

 

 

Понятие глобальных проблем. Сущность, причины возникновения и пути решения глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем.

4

 

Самостоятельная работа обучающихся  применять различные источники знаний для сравнения, конкретизации явлений и процессов, участвовать  в дискуссии на заданную тему.

 

4

 

Всего:

117

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета географии

 

 Оборудование учебного кабинета:

-рабочие места по количеству обучающихся

-рабочее место преподавателя

-комплект учебно-методической документации;

-наглядные пособия: политическая карта мира, карты групп зарубежных стран и отдельных стран, картографические таблицы, демонстрационные плакаты, раздаточный материал;

-плакаты;

-учебные фильмы по некоторым разделам дисциплины;

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

            Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира.       10 кл.-    М.:Просвещение,2010

            Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительное главы к учебнику «Экономическая и социальная география мира». 10 кл.-М.:Дрофа,2009

             Гладкий Ю.Н..,Лавров С.Б.Глобальная  география.10-11 класс.-М.:Дрофа,2009

Дополнительные источники:

             Атлас «Экономическая и социальная география мира».10 кл/под ред.В.П.Максаковского.-М.:Дрофа,2010

             Контурные карты «Экономическая и социальная география мира»10 кл.-М. «Дрофа»,2010

              Симагин  Ю.А., Сиротин В.И.Экономическая и социальная география мира. Тестовые работы для проведения текущего контроля и самоконтроля по географии. Для учащихся 10 классов.-М.:СпортАкадемпресс,2005.

                   Максаковский В.П. «Географическая картина мира» -Ярославль Верхне-Волжское издательство,2005.,в 3-х томах.

               «Страны мира». Справочник, М.,2005.

 


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

                         УМЕНИЯ

          определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных и социально-экономических         объектов, процессов и явлений;

          слушать лекцию, уметь отражать ее отдельные положения в виде конспекта;

          наносить на контурную карту упомянутые в лекции географические названия

           оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира различными видами минеральных ресурсов, производить расчет такой обеспеченности,

           применять показатели воспроизводства, состава населения, уровней и темпов урбанизации для характеристики мира, отдельных регионов  и стран.

           читать и анализировать возрастно-половую пирамиду населения

           давать характеристику НТР и мирового хозяйства, сопровождая ее четкими определениями общих понятий;

         составлять таблицы различного типа на основе разнообразных источников;

        составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;

         давать характеристику природных предпосылок для развития промышленности страны (региона);

          применять различные источники знаний для доказательства, сравнения, для построения таблиц, графиков, проведения расчетов;

          сопоставлять географические карты различной тематики;

          использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

         находить и применять  географическую информацию, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;

         давать оценку важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

         давать характеристику глобальных проблем человечества, устанавливать взаимосвязь между ними;

           

ЗНАНИЯ

          Основные географические понятия и термины;       традиционные и новые методы географических исследований; типы стран, основные формы правления и АТУ стран мира;

         особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;

          численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

           понятие о НТР, о мировом хозяйстве, о международном географическом разделении труда

           географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;

           характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и населения изучаемых регионов (Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Австралия, Северная Америка, Латинская Америка), черты структуры и размещения ведущих  отраслей промышленности

           географические аспекты глобальных проблем человечества, их сущность, причины возникновения и пути решении;

            особенности современного геополитического и геоэкономического  положения России, ее роль в международном географическом разделении труда 

        

Итоговая  аттестация

усвоенных знаний и освоенных умений

 

 

Устный опрос, беседа

 

 

 

 

 

 

 

Нанесение на контурную карту

 

Расчет ресурсообеспеченности топливных полезных ископаемых в различных регионах мира

 

 

Беседа

 

 

 

Беседа

 

Устный опрос

 

 

Экспериментальная работа

 

 

 

Беседа

 

 

Экспериментальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспериментальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устный опрос

 

 

 

Беседа

 

 

Устный опрос

 

 

 

 

 

тестовый контроль

 

 

 

 

 

 

 

Устный опрос

 

 

 

 

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

Дифференцированный  зачет

 

 

 

Хотите учиться у нас? Напишите нам прямо сейчас!

О нас

university building

Некоммерческое партнерство среднего профессионального образования «Бизнес-колледж»

(сокращенно НП СПО «Бизнес-колледж»)

Дата создания НП СПО «Бизнес-колледж»– 19 февраля 2009 года

Учредители образовательной организации – Ерощев Валерий Дмитриевич, Гуркина Марина Алексеевна, Мельников Геннадий Иванович

Место нахождения НП СПО «Бизнес-колледж»– Тульская обл., г. Щекино, ул. Луговая, д 1
График работы – пн – пт, 09.00 – 17.00
Контактный телефон – 8 (48751) 59500
Адрес электронной почты – biznes-colleg@yandex.ru

Читать больше

Наши профессиональные образовательные программы

Право и организация социального обеспечения

Учебный план разработан в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», утвержденными 13 июля 2010, регистрационный № 779

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Учебный план разработан в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», утвержденными 6 апреля 2010, регистрационный № 282

Финансы ( по отраслям)

Учебный план разработан в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 38.02.06 «Финансы (по отраслям)», утвержденными 13 апреля 2012 г. регистрационный N 296

Банковское дело 

Учебный план разработан в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 38.02.07 "Банковское дело", утвержденными 24 июня 2010 г. регистрационный N 703